Разделы статей

Драгоценные камни

Статьи

Завораживающий блеск жемчуга

Завораживающий блеск жемчуга
Жемчуг! Уже в названии этого драгоценного камня есть что-то завораживающее и притягивающее внимание. Главной составной частью жемчуга является карбонат кальция — минерал арагонит (СaCO3), другими обязательными ингредиентами жемчуга, на которые приходится около 10 массовых процентов, являются вода и органическое вещество конхиолин (С32H48N2O11). На этом, закончив скучную прозу жизни, обратимся к возвышенной поэзии, которая должна сопровождать рассказ об удивительном и необычном драгоценном камне — жемчуге.
 
Нахождение жемчужин в раковинах ряда морских и некоторых пресноводных моллюсков порождало разнообразные легенды рождения этого удивительного по красоте продукта живой природы.
 
Жемчуг относится к числу первых из освоенных человеком драгоценных камней, его следы встречены в истории многих народов. Этому во многом способствовала широкая география распространения раковин-жемчужниц. Главными источниками жемчуга являются Персидский и Манарский заливы, Австралия и Мексика, острова Таити и Калимантан и некоторые другие районы. На протяжении нескольких столетий жемчуг в изобилии находили в раковинах северных рек России, что определило его совершенно особое место в замечательном русском искусстве жемчужного шитья и низания.
 
Древнейшим из сохранившихся до наших дней украшением с жемчугом является ожерелье, найденное в 1901 году в Сузах, в зимней резиденции персидских царей, внутри бронзового саркофага. В этом ожерелье набор жемчужин удивительно строго подчинен священному для персов числу три. Ожерелье из 216 жемчужин (2+1+6=9) состоит из трех нитей по 72 (7+2 = 9) драгоценных камня в каждой, нити, в свою очередь, разделены тремя золотыми бусинками на секции по 9 жемчужин. Три считалось мужским числом, символом плодородия, обозначающим три части фаллоса. Отметим, что и в китайском традиционном учении даосизме символом мужского начала — ЯНЬ являются нечетные числа. Удивительным сходством поражает порой символика разных культур и народов. Природа, единая для всех, диктует, видимо, схожесть мышления и определяет близость ассоциаций.
 
Обладающий удивительной гармонией цвета и блеска, поразительной формой и загадочным происхождением, жемчуг всегда привлекал человека. Во все времена и у разных народов жемчуг заслуженно пользовался любовью и популярностью, всегда был востребован и высоко ценился.
 
Изменялась мода, в ювелирном искусстве сменялись стили, появлялись новые технологии и материалы, но жемчуг неизменно выполнял важную роль в украшениях и других предметах декоративно-прикладного искусства. Знатная невеста в Древнем Китае и матрона Древнего Рима, египетская царица Клеопатра и жена императора Калигулы, супруга императора Николая I Александра Федоровна и вторая жена Наполеона Бонапарта Мария Луиза, княгиня З. И. Юсупова и крепостная крестьянка охотно носили украшения с жемчугом, относились к нему трепетно и с любовью.
 
Приведем лишь несколько примеров, наглядно демонстрирующих различные формы использования жемчуга в искусстве, его значение в культуре разных народов и разных исторических периодов.
 
При раскопках Помпеи были найдены останки римлянки с прекрасно сохранившимися серьгами из жемчуга. Несколько пар серег с крупными жемчужинами было найдено также на вилле великого понтифика Древнего Рима Публия Луциния Красса Муциана в городе Оплонте, как и Помпеи, разрушенном при извержении Везувия в 79 году нашей эры.
 
Всемирную известность получили сенсационные открытия, сделанные в южной части Мексики, в одном из церемониальных центров доколумбовой Америки — Монте Альбан. Особым богатством и роскошью отличалась гробница № 7 — захоронение миштекского царя, в которой было найдено более 500 предметов искусства, в том числе и ожерелье из необычайно крупных жемчужин.
 
Большое количество жемчужин наряду с рубинами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами украшают свадебную корону Бланш — дочери английского короля Генриха IV. Эта корона, хранящаяся в Мюнхенской сокровищнице, входила в приданое английской принцессы, вышедшей замуж за палатинатского курфюрста Людвига II в 1402 году.
 
По случаю пышной коронации Карла X в Рейнском соборе 25 мая 1825 года был изготовлен скипетр, в котором удачно сочетаются различные материалы: серебро, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг. Скипетр является одной из так называемых «Почестей Карла Великого», украшен «перстнем Святого Дионисия» — редкостным экземпляром папского перстня начала XI века, тремя старинными камеями XII века из утраченной сокровищницы аббатства Сен-Дени.
 
Округлая брошь «Леда и лебедь» знаменитого скульптора, живописца, музыканта и ювелира эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини украшена по периферии небольшими жемчужинами. Популярность жемчуга заставила великого ювелира использовать этот драгоценный камень, несмотря на достаточно пренебрежительное отношение самого великого Челлини к этому самоцвету, который он называл «рыбьей костью».
 
Наиболее ценимы ровные, шаровидной формы жемчужины, однако и жемчужины неправильной формы — «парагоны» или «барочные» нашли свое место в ювелирном искусстве, особенно XVIII–XIX веков. Причудливая форма таких жемчужин послужила основой для создания красочных гротесковых фигурок, большая коллекция которых хранится в музее «Зеленые своды» в Дрездене. Однажды Посейдон увидел, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Посейдон был очарован ее красотой, но Амфитрита скрылась от любви бога морей в одной из пещер океана. Тогда Посейдон послал на розыски Амфитриты дельфина, который нашел ее и с почетом доставил будущему супругу. Главный эпизод в истории любви Посейдона искусно передан в подвеске «Амфитрита на дельфине» из коллекции Эрмитажа. Вся композиция подвески основана на крупной неправильной формы жемчужине, образующей тело дельфина.
 
Жемчуг, как символ чистоты и непорочности, широко используется в религиозных обрядах, им богато декорированы разнообразные предметы церковного обихода, расшиты одежды служителей церкви.
 
У монголов эпохи Чингисхана жемчуг был знаком расположения богов, и во время различных религиозных обрядов буддисты украшали себя повязками с жемчугом.
Жемчугом и сапфирами богато украшена вотивная корона (от лат. et voto — по обету) вестготского короля Рецесвинта (сер. VII века).
Она представляет собой богато орнаментированный золотой обруч, который вносился в церковь как жертвенный вклад. В алтарной части собора Сан-Марко хранится уникальное сокровище Венеции, знаменитый Pala d`Oro — «Золотой алтарь». Его длина составляет 348 см, высота — 140 см. Эта композиция из 80 эмалей-икон, относящихся к разным эпохам (IV–X веков), богато декорированная золотом, драгоценными камнями, в том числе и жемчугом, гармонично соединила в себе византийские и венецианские ювелирные традиции.
 
Исключительное место занимает жемчуг в истории и культуре православной церкви. Он является обязательным компонентом богато декорированных драгоценными камнями окладов святых чудотворных икон и евангелий, используется в убранстве других церковных реликвий. Величайшей святыней и признанным шедевром ювелирного искусства был крест преподобной Ефросинии Полоцкой (XII век), к сожалению, утраченный во время Второй мировой войны. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева, закрытого золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Края лицевой стороны креста обрамлены длинной ниткой жемчуга. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Великолепен и изыскан золотой оклад иконы «Богоматерь умиления» (XVII век), украшенный полихромным эмалевым узором, рубинами и изумрудами. К венцу Богоматери прикреплены длинные жемчужные нити — рясны, создающие очень живой, неповторимый, располагающий и притягивающий образ Богоматери.
 
Подобные украшения носили русские женщины в старину, и обычай подвешивать их к иконам был широко распространен. В Оружейной палате Кремля демонстрируется оплечье фелони — верхнего богослужебного облачения священника. Фелонь была сделана по заказу Екатерины II для митрополита Платона и вложена в Троице-Сергиеву лавру в 1770 году. Над облачением почти два года кропотливо трудилась придворная мастерица Дарья Лихновская.
Пышный узор оплечья набран из жемчужных зерен разнообразной формы и размера. Доминанта оплечья — крест, образованный ограненными изумрудами и алмазами, эффектно выделяется на фоне теплого по оттенку бархата, расшитого жемчугом. Мастерство вышивальщицы, соединенное с искусством ювелира, являет собой уникальный образец декоративного оформления одежды.
 
Жемчуг, как продукт органического происхождения, рождается и развивается в складках мантии моллюска, после извлечения из раковины он живет, сверкая в украшениях, но постепенно стареет и умирает. Сходство жемчуга с человеческой судьбой выделяет этот самоцвет среди других известных драгоценных камней. Видимо, именно этим и объясняется нежное и трепетное отношение к данному самоцвету на протяжении всей истории человечества.
 
Неудивительно, что мягкий, с едва заметными переливами цвета, гладкой матовой поверхностью и удивительно нежным блеском жемчуг олицетворяет женскую красоту и совершенство. Это наиболее женский из всех известных в природе самоцветов.
 
Вполне естественно, что среди разнообразных символов, олицетворяющих женское воспринимающее начало, в древнеиндийской мифологии и в даосизме есть жемчуг и раковина. А для достижения полной гармонии и всепоглощающего «огня» в «жемчужной раковине» на «нефритовый ствол» восточные эзотерические писания рекомендуют надевать кольцо с мягкой и округлой жемчужиной. Женщину и жемчуг — высшие проявления совершенства Природы — неразлучно соединяет любовь. В средневековой арабской повести «Повесть о царе, царевиче, везирях и невольнице» царица, обращаясь к рабу, так рисует картину любви: «У меня есть приятное дело для тебя. Подойди ко мне, прижми меня крепко, обнажи свое сверло и просверли мой жемчуг». И здесь мы снова видим поразительное сходство в символике разных культур.
 
Как и любое органическое вещество, конхиолин с течением времени разрушается, вода, во многом определяющая блеск и игру жемчужины, может удаляться, особенно в сухой и жаркой атмосфере, как результат — жемчужина тускнеет. Существуют разнообразные способы, позволяющие продлить жизнь этому прекрасному самоцвету. Широко известен способ реставрации потускневших жемчужин с помощью домашней птицы. Петуху или другой живности давали склевать жемчуг, желудочный сок и трение о пищу и мелкие камешки приводили к удалению верхнего потускневшего слоя. Именно поэтому считается, что жемчуг любит, когда его носят.

«Шкатулка убивает жемчуг». Очень красива и романтична легенда о том, как вернули блеск и «оживили» жемчуг, которым был обшит любимый посох Ивана Грозного. Жемчуг спороли и нанизали на нить. Затем 101 ночь подряд непорочная девушка с этой ниткой жемчуга купалась в одной из рек на севере Карелии. Как гласит легенда, такая водная процедура помогла жемчугу восстановить утраченный блеск. Во все времена у разных народов жемчуг наделяли магическими и целительными свойствами.
 
Считалось, например, что жемчуг обогащает голос и придает перламутровый блеск глазам. Именно с этой целью древнеримский император Нерон «перед ужином бросил в фиал драгоценную жемчужину и затем выпил вино. По его словам, проглотил миллион». Заметим, что в истории жемчуга вино часто играет особую роль, выступая при этом как разрушитель такого совершенного продукта природы, как жемчуг. Благодаря Плинию Старшему широко
известна история о жемчужине Клеопатры. Царица, стараясь поразить Марка Антония своим богатством и продемонстрировать ему силу своей любви, растворила крупную жемчужину в вине (винном уксусе) и выпила его.
И хотя жемчуг достаточно трудно растворить в вине, такая красивая легенда была достойна повторения. Во времена правления Англией королевы Елизаветы I сэр Томас Грэшем на приеме в честь испанского посла измельчил крупную и очень дорогую жемчужину, бросил ее в бокал вина и выпил с тостом за королеву. Согласитесь, очень красивый и заслуживающий уважения поступок, пусть несколько преувеличенный или даже не имевший места в истории.
 
Высокая ценность и достаточная редкость жемчуга, с одной стороны, и все возрастающий и постоянный спрос на этот драгоценный камень, с другой, были причинами появления его многочисленных имитаций. Наиболее ранними имитациями жемчуга, видимо, были бусины из перламутра, вырезанные из наиболее утолщенных частей раковин. Особенно привлекательной и красивой имитацией жемчуга долгое время считались стеклянные шарики, заполненные воском и покрытые жемчужной эссенцией, получаемой из чешуи рыбы уклейки. Бусы, составленные из таких шариков, называли «римский жемчуг», автором которых считается французский изготовитель четок по имени Жако. В изготовлении подобной имитации жемчуга весьма преуспела французская фирма «Бургиньон». Ожерелье из «фальшивого» жемчуга этой фирмы является одним из главных действующих лиц «Жемчужного ожерелья» Н. С. Лескова.
 
Успешная разработка Коукичи Микимото рентабельной технологии выращивания жемчуга на искусственно созданных плантациях открыла эпоху доминирования культивированного жемчуга в ювелирном искусстве.
 
Заканчивая короткий рассказ об этом чистом и совершенном даре морей и рек, отметим значение жемчуга как в культурах целых народов, так и в жизни конкретного человека. Рассчитываю, что этот маленький экскурс в историю освоения жемчуга усилит или пробудит у вас интерес к этому самоцвету. Любите и будьте любимы!
А жемчуг поможет.
 

01.06.2008

Автор: Анатолий Александрович Золотарев

2008-2024 Ювелирный каталог Ювелир PRO | Карта сайта1 | Карта сайта2

Создание сайта: 2Opexa