Драгоценные камни

Новости

Культовые часы: Шедевры на века. Часть II

Культовые часы: Шедевры на века. Часть II Наступление Второй мировой войны дало колоссальный импульс развитию часового дела, ведь военное дело немыслимо без часового. Все модели, что представлены во второй главе рассказа о культовых часах, родились благодаря войне и для войны. Культовыми они стали не только потому, что помогали побеждать, но также и потому, что первыми из наручных часов освоили воздушную и морскую стихии.

Longines Angle Horaire (1931/1938)Longines Angle Horaire (1931/1938)
Эти часы родились благодаря одному из самых знаменательных событий в истории человечества - первому трансатлантическому перелету. Его совершил 25 мая 1925 года американский пилот Чарльз Линдберг на своем самолете Spirit of Saint-Louis. Вылетев в 7:43 утра из аэропорта имени Рузвельта, что на нью-йоркском Лонг-Айленде, через 33 часа 30 минут он приземлился на аэродроме Ле-Бурже под Парижем. О герое написали все газеты мира. На запястье пилота были обычные часы Longines, и поэтому Линдберг в течение всех полутора суток мучился одним желанием - определить географическую долготу, чтобы иметь хотя бы приблизительное представление, сколько ему еще осталось до пункта назначения.

Несколько раз он даже снижался над рыбацкими суднами, чтобы узнать местонахождение, но тщетно: рыбаки не могли ни расслышать, ни понять, чего от них хочет неведомо откуда взявшийся в открытом море сумасшедший. Несколько лет спустя, уже в чине полковника, Линдберг обратился в Longines с проектом наручных часов, которые помогали бы пилотам определять географическую долготу. В 1931 году он запатентовал оригинальный модуль циферблата часов Longines Lindberg Angle Hour. Обычная часовая разметка была дополнена 180-градусной шкалой (так как за 12 часов Земля поворачивается вокруг своей оси на 180 градусов). Центральная часть с 15-градусной разметкой вращалась с помощью заводной головки.

Часы на style.rbc.ru

Как подобрать часы к автомобилю: Подсказки фанатам скоростиЮвелирный тюнинг от Буре: Традиции легендарного часового дома не забытыКультовые часы: Шедевры на векаEXECUTIVE DUAL TIME: Дерзкая элегантность от Ulysse NardinИндустрия роскоши подвела скорбные итоги кризисного полугодия

На вращающемся в обе стороны безеле выгравирована шкала навигации, придуманная Линдбергом, учитывающая, что за час Земля поворачивается вокруг своей оси на 15 градусов, а за минуту - на 15'. С помощью этих шкал, а также сектанта и навигационной карты пилоты получили возможность определять долготу. Если бы не война, вряд ли эти часы, выпущенные в 1931 году в считанных экземплярах, стали известными. Однако поняв, что битва за Северную Атлантику неизбежна, в часах Линдберга заинтересовались военно-морские летчики США, Великобритании, Франции и Германии. В 1938 году вышла усовершенствованная версия Longines Angle Horaire, которая была востребована пилотами вплоть до рождения электронных навигаторов.

Востребована они и сейчас. Современные Lindberg Angle Hour гораздо совершеннее оригинала. Они автоматические, корпус выполнен из сапфирового стекла с внутренним антибликовым покрытием. При этом создатели сохранили наиболее характерные черты, которые придают современной модели винтажный шик, а надпись на задней крышке краткая памятная надпись в честь изобретателя: «Designed by Col. Chs. A. Lindberg».

Officine Panerai Radiomir (1938)Officine Panerai Radiomir (1938)
Готовился к битве за господство в Средиземноморье и итальянский ВМФ Marina Militare. Не обладая мощным флотом, способным бросить вызов британскому, командование Marina Militare решила создать подводный спецназ Gamma Force. Его бойцы должны были доставлять под водой к вражеским судам торпеды и магнитные бомбы. Так как устройства, позволяющие дышать под водой, в то время были несовершенны, у бойцов Gamma Force на выполнение задания были считанные минуты. Поэтому им были необходимы надежные водонепроницаемые часы с люминесцентными стрелками и циферблатом. Командование обратилось с просьбой создать такие часы в компанию Panerai, которая с начала ХХ века производила для Marina Militare многое оборудование, вроде сигнальных семафоров, таймеров для торпед и глубинных бомб.
Кстати, до сих пор сигнальные прожекторы на итальянском флоте моряки называют «панераями». В то время только Rolex имел водонепроницаемые часы. Но изящные Oyster были не столь надежны, а их герметичность была недолговечной. Поэтому Panerai решила создать по мотивам Rolex собственные часы. Почему именно на базе Rolex? Наверное, потому, что у Panerai было торговое подразделение, которое торговало в том числе и часами и имело эксклюзивные права на дистрибуцию в стране Rolex. Как и ролексовские устрицы, новые часы имели подушкообразный корпус, однако гораздо больших размеров: этого требовал большой функциональный циферблат. Компания Rolex поставила Panerai и собственные механизмы с ручным заводом, которые были сделаны на базе калибров Cortebert.

Стрелки, цифры и метки циферблата были окрашены фирменной люминесцентной краской Radiomir на основе радия (о вреде радиоактивности тогда люди имели небольшое представление). Название этого состава и дало имя модели. Первые 60 экземпляров не имели фирменного рычага, защищающего заводную головку. Головка была обычная большая и завинчивающаяся. Однако вкоре выяснилось, что месяца через 2 такая головка дает течь, так как у спецназовцев не всегда есть время осторожно и тщательно ее завинчивать. Тогда-то и был придуман рычаг, функция которого не столько защищать головку от повреждений, столько надежно утапливать и фиксировать ее в корпусе.

Бойцы Gamma Force нанесли значительный урон британскому ВМФ: 12 судов было потоплено, около 35 - повреждено. По одной из версий, это они были причастны к странному взрыву и гибели линкора «Новороссийск», бывшего некогда флагманом Marina Militare «Джулио Чезаре». А когда человечество узнало о смертельной опасности радиоактивных материалов, часы Radiomir замуровали в цементном кубе и утопили в море. Лишь по воле случая некоторые экземпляры уцелели. В середине 90-х один из этих экземпляров увидел владелец Richemont Group Йохан Руперт, который тут же распорядился приобрести Panerai. Прославленная компания в то время испытывала серьезные финансовые трудности в результате резкого сокращения военных заказов, и предложение Руперта оказалось как никогда кстати. В 1998 году появились современные часы, которые, несмотря на свои огромные размеры, тут же завоевали колоссальную популярность. До сих пор главная проблема компании не столько продать свои часы, сколько удовлетворить спрос на востребованные модели.

IWC Die Grosse Flieger Uhr (1939)IWC Die Grosse Flieger Uhr (1939)
Мануфактура IWC из немецкоговорящего швейцарского кантона Шаффхаузен получила заказ создать авиационные часы для Luftwaffe в 1938г. Думаю, что поводом к этому послужило успешное выполнение аналогичного заказа от британских Royal Air Force: знаменитые часы Mark IX работали превосходно, и британские асы гордились ими. Немцам они тоже нравились, но так как они уже тогда разработали новую прогрессивную тактику вертикальных воздушных боев, им требовались более защищенные часы с большим предельно функциональным циферблатом, позволяющим считывать показания и ночью, и когда кабина залита ослепительным солнечным светом.

Мастера IWC пошли по тому же пути, что принес им успех при создании первых наручных морских хронометров Portuguese. В качестве базового механизма они взяли калибр для карманных часов, с которым по точности и надежности тогда не мог сравниться ни один наручный. Единственным усовершенствованием стала центральная секундная стрелка. Памятуя о просьбе заказчиков максимально защитить часы, инженеры разработали для новой модели дополнительный внутренний корпус из мягкого железа, который прекрасно защищал механизм от воздействия электромагнитного поля.

Из-за большого механизма, да еще и с внутренней защитной капсулой, корпус часов получился огромным - 55 мм. Громадная, похожая на бриллиант головка с зазубренными краями позволяла оперировать собою не снимая летных краг. Необычные размеры и дали название часам - Die Grosse Flieger Uhr («Большие пилотские часы»). Если Mark IX рекомендовали использовать на высоте до 10 000 футов (3400 метров), то Die Grosse Flieger Uhr имели более герметичный корпус, которому были не страшны и 7-километровые высоты. Дело в том, что британские атмосферные авиамоторы ближе к 4000 метрам начинали ощущать недостаток кислорода, а «Большие пилотские» командование Luftwaffe планировало использовать в качестве штурманских приборов высотной авиации, для которой должны были быть разработаны соответствующие двигатели.

В итоге немецкие асы получили и впрямь превосходный прибор - точный, выносливый, надежный. Как и всякое оружие, Die Grosse Flieger Uhr нумеровались, и порой только по номерам удавалось установить имена погибших пилотов. Как и было задумано, первые модели были распределены среди экипажей высотных бомбардировщиков, однако вскоре такие же часы затребовали штурмовики, разведчики, истребители. Большая часть моделей погибла вместе со своими владельцами. Чудом уцелевшие крайне редко всплывают на аукционах и пользуются огромным спросом. В 2002г. IWC возобновила выпуск Die Grosse Flieger Uhr. Внешне современная модель очень похожа на оригинал. Лишь диаметр корпуса уменьшился до 46,2 мм. Оснащены они современным автоматическим калибром с индикатором запаса хода (7 дней) и календарем-дата. Внутри корпуса - все та же антимагнитная защита. Циферблат по-прежнему читается в любое время суток, а кончик центральной секундной стрелки за минуту проделывает путь длиной в 14 см.

Breitling Navitimer (1952)Breitling Navitimer (1952)
Компания Breitling также принимала участие в войне, создавая надежные полезные часы для пилотов. Например, их хронограф Chronomat с вращающимся безелем, который позволял осуществлять расчеты, родилась еще в 1942 году. Но только выпущенный 10 лет спустя Navitimer стал первым незаменимым «инструментом для профессионалов», благодаря которым сейчас и знаменита марка. Грандиозный успех модели объясняется тем, что в ней самым удачным образом объединились все удачные и оригинальные технологии Breitling. Navitimer остался хронографом с 12-часовым и 30-минутным счетчиками. Механизм с ручным заводом был надежен и проверен временем. А вращающийся безель оснастили несколькими логарифмическими шкалами, которые позволяли пилотам осуществить практически все необходимые расчеты при подготовке к полету: рассчитать расход топлива, измерить среднюю скорость, и, самое главное, быстро переводить галлоны в литры, морские мили - в сухопутные, и, наконец, мили - в километры. Именно поэтому Международная ассоциация пилотов и авиавладельцев (AOPA) объявила Navitimer своими официальными часами. С тех пор Navitimer пережил множество переизданий, каждое из которых пользовалось неизменным успехом. Именно Navitimer можно назвать самой узнаваемой и популярной моделью Breitling. Благодаря хронографу с логарифмической линейкой, компания вошла в десятку мировых лидеров и до сих пор удерживается в ней.

Blancpain Fifty Fathoms (1953)Blancpain Fifty Fathoms (1953)
В 1952 году два французских морских офицера - капитан Робер Малубье и лейтенант Клод Риффо - получили задание от Министерства обороны Франции создать элитное подразделение подводников по образу и подобию снискавшего славу во время войны итальянского спецназа Gamma Force. Французы назвали свое подразделение Les Nageurs de Combat («Военные ныряльщики»). Найти и обучить пловцов особого труда не составило, а вот вооружить водонепроницаемыми часами оказалось гораздо сложнее. Заказ на это оборудование получили ведущие французские производители.

В списке оказалась и швейцарско-французская компания, которая тогда называлась Blancpain-Rayville. Главная заслуга мастеров Blancpain в том, что они решили не повторять  опыт Rolex и Panerai, а создали принципиально новый корпус с  дополнительной камерой, в которую закачивалась смесь из воздуха. 

Таким образом механизм, заключенный в корпус Blancpain, мог точно работать на  глубине 50 морских саженей (fathom) - то есть 91 метр. Именно такой порог глубины был признан медиками 50-х безопасным для погружения человека. Риффо и Малубье были настолько восхищены часами,  что в 1953 году Министерство обороны  сделало официальный заказ на Fifty Fathoms, которые стали частью  официальной экипировки подводных частей  флота. Сама Blancpain была в то время довольно  маленькой фабрикой и не могла справиться  с подобным заказом. Поэтому на  Blancpain-Rayville производились только  корпуса (главное ноу-хау модели), а  механизмы Lip R23 для Fifty Fathoms  поставляла фабрика Lip. В 1954 году Fifty Fathoms поступили в свободную продажу на территории Франции, и на циферблате  часов стояли два логотипа: Blancpain и Lip. Впоследствии Blancpain разорвала контракт  с Lip и стала устанавливать в свои часы  механизмы, изготавливаемые фарбрикой Anton Schild из швейцарского Гренхена. В моделях устанавливались два типа калибров знаменитой швейцарской мануфактуры AS 1700 и AS 1712.
Последний  был оснащен календарем-дата, что для подводных часов было очень необычно и престижно. Стрелки и метки покрывались люминесцентной краской на основе трития. Вскоре часами Fifty Fathoms заинтересовались представители ВМФ других стран. Так Fifty Fathoms оказались на вооружении Министерств обороны Чехии, Германии, Польши, скандинавских стран и даже США. «Американские» Blancpain Fifty Fathoms  сегодня считаются самой дорогой и редкой  моделью. За 30 лет их было выпущено  всего несколько десятков, каждый  экземпляр пронумерован. Fifty Fathoms выпускались до начала 80-х годов, когда компанию Blancpain поглотила группа SSIH. Выкупивший в 1983г. права на марку Жан-Клод Бивер восстановил былую славу компании.

Возрождение началось с коллекций Villeret и Le Brassus, но про культовую Fifty Fathoms Бивер, конечно же, не забыл. В 1997 году дайверская линия была с триумфом возрождена. На этот раз она имела водонепроницаемость 300 метров, как того требовали современные стандарты  подводных часов. 50-летний юбилей Fifty Fathoms отпраздновали в 2003 году, выпустив лимитированную серию часов с  черным нецарапающимся сапфировым  безелем. Но настоящий триумф ожидал модель в 2007г., когда были выпущены две новые  версии Fifty Fathoms - хронограф fly-back и турбийон. Культовая модель превратилась  в прекрасный образец Haute Horlogerie,  облаченный в корпус подводных часов,  дизайн которых максимально повторяет  Fifty Fathoms 53-го года. А в этом году вышла в свет еще более усовершенствованная версия культовой модели, герметичность которой увеличена в 10 раз, а потому она называется 500 Fathoms. Но это уже другая история.

Тимур Бараев специально для
часовой мануфактуры IWC Schaffhausen и РБК "Бизнес-Стиль"
часы
19.10.2009 // Источник: РБК Стиль


Еще новости

19.10.2009
Aquila Elounda Village: Греческий рай на земле
19.10.2009
Metropolitan Luxury: Новый образ жизни
19.10.2009
В Лондоне представили ликер за $ 2 млн


2008-2019 Ювелирный каталог Ювелир PRO | Карта сайта1 | Карта сайта2

Создание сайта: 2Opexa