Драгоценные камни

Новости

«Глаз хочет отдыхать, а тело хочет удовольствия…»: Самые грандиозные градостроительные планы

Москва — «порт советских морей»

Проект: обводнение города


В 1935 году по личному приказу Сталина был разработал самый масштабный в истории Москвы план ее реконструкции. Вождь задумывал превратить советскую столицу в своего рода «витрину» победившего на планете социализма. Помимо «вырубки» широких центральных проспектов, ради которых сносилась жилая постройка, возведения «сталинских» высоток и устройства ВДНХ, в нем числилось еще одно радикальное преобразование — обводнение города. Нужно оно было в первую очередь для того, чтобы подать в столицу питьевую воду, нехватка которой ощущалась из-за стремительно растущего населения.

«Москва до революции потребляла 8 миллионов ведер ежесуточно, в 1933 году — 40, в 1936 году будет потреблять 195 миллионов ведер. Великие города мира стоят на больших реках, как Лондон на Темзе, Париж на Сене, у моря — как Нью-Йорк, Гамбург, на великих озерах — как Чикаго. Вода нужна для гигиены города не меньше, чем для гигиены человеческого тела», — рапортовала книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», изданная в 1934 году под редакцией Максима Горького.

Проект обводнения Москвы

 

Москва должна была стать «портом советских морей». Балтийское, Белое, Каспийское и Черное моря связались бы между собой через реки. Кроме этого, проектировщики планировали выпустить наружу 37 городских рек, чтобы столицу прорезали десятки новых каналов. «Рабочий ежедневно ездит на завод и обратно — его глаз хочет отдыхать на прекрасных архитектурных ансамблях, а тело хочет удовольствия от самого переезда. Сравните трамвай и речной трамвай — и вы поймете разницу передвижения в жаркий, утомительный летний день», — рисовала картины будущего благолепия советская литература.

Из всех планов в полной мере реализован был лишь один. В 1937 году Сталин принял в эксплуатацию канал Москва — Волга, который сегодня обеспечивает более 60% всего водопотребления столицы.

 

Париж. Небоскребы–«кресты»
и разрушение исторического центра

Проект «План Вуазен»


В 30-х годах XX века пионер архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье предложил планы перестройки сразу двух мировых столиц: Парижа и Москвы. Французский проект получил название «План Вуазен» в честь авиатора, конструктора аэропланов и предпринимателя Габриэля Вуазена, готового выступить в роли инвестора.

По плану Корбюзье, Париж должен был радикально измениться. Для начала архитектор предложил снести историческую застройку. «Кварталы Марэ, Аршив, Тампль и им подобные должны быть разрушены. Но старые церкви останутся (это будет сделано не с какой-то особой целью, а просто в соответствии с архитектурной композицией) и будут смотреться на фоне зелени», — писал Корбюзье в своей книге «Градостроительство».

 

Из книги Ле Корбюзье «Градостроительство» (Urbanisme, Le Corbusier)

 

На освободившемся пространстве архитектор предлагал возвести 18 одинаковых стеклянных башен в форме крестов. А вся оставшаяся незастроенная территория отводилась под озеленение с устройством надземного транспорта на эстакадах. Проект так и остался проектом. Французы посчитали его слишком авангардным.

 

Макет перестройки Парижа

 

Тогда Корбюзье взялся за Москву. Советской столице он тоже предложил разрушить все существующие исторические здания. Исключение архитектор готов был сделать лишь для Кремля, Мавзолея и Большого театра. Будущая Москва виделась Корбюзье огромным городом-садом из небоскребов, у подножия которых среди зелени парков располагалось бы все необходимое для жизни и отдыха человека.

Реализовать свои смелые фантазии архитектору не удалось и в Москве. Градостроительный курс в советской столице был взят на сталинский ампир. Тем не менее постройка от Ле Корбюзье в городе все же появилась. Ей стало возведенное к 1936 году здание Центросоюза.

 

Здание Центросоюза в Москве

 

 

Берлин. Две оси и Народный Дом

Проект «Столица мира Германия»


Гитлер видел Германию, а вместе с ней и Берлин столицей мира. Еще в «Майн кампф» он писал, что современные города, в отличие от античных, лишились символов и монументов, внушающих гордость. Создать план преображения города и его превращения в место силы с площадями для маршей и подавляющими своим величием фасадами фюрер поручил своему любимцу Альберту Шпееру.

 

Макет столицы мира Германии, 1939 г.

 

Лицо нового Берлина должны были определять две оси. Одна шла с востока на запад, другая — с юга на север. В центре почти 40-километровой юго-северной оси предполагалось разместить ряд колоссальных общественных строений: северный и южный вокзалы, ратушу, солдатский дворец, оперу, канцелярию Рейха и триумфальную арку. Для осей даже была разработана специальная конструкция уличных фонарей с лампами, не нависающими над проезжей частью. Такие фонари не должны были мешать проносу высоких знамен.

Смысловой доминантой обновленной столицы должен был стать Народный Дом. Здание задумывалось как самое большое в мире, а площадь перед ним смогла бы вместить миллион человек.

 

Конструкция уличных фонарей с лампами

Купол дворца решено было сделать из стали, чтобы в случае войны он не обрушился от английских бомб. Планы Шпеера потерпели провал из-за войны и последующего краха гитлеровской Германии. Однако монументальный проект создания «столицы мира» и так был почти нереализуем. На него попросту не хватало рабочих рук и стройматериалов. Годовая потребность в кирпиче для подобной стройки оценивалась в 450 млн штук, но до мая 1938 года удалось обеспечить поставку лишь в 109 млн.

Сам Шпеер, осужденный Нюрнбергским трибуналом на 20 лет и отсидевший их, в своих мемуарах признавался, что в целом проект был нежизнеспособным.

 


Хьюстон — город под колпаком

Проект: возведение 550-метрового купола


В XXI веке радикальные проекты по преобразованию городов по-прежнему звучат. В 2010 году инженеры предложили накрыть четвертый по величине город США гигантским куполом. Такая мера, по их мнению, убережет Хьюстон от последствий разрушительных ураганов, которые в этом регионе не редкость. Лишь с начала двухтысячных город пережил тропический шторм Эллисон, ураганы Рита и Айк, а также наводнение весной 2015 года.

 

 

Инженеры предложили возвести купол из особых пластиковых восьмиугольников, которые будут стыковаться друг с другом наподобие пчелиных сот. Чтобы обеспечить городу вентиляцию, в наивысшей точке купола ячейки будут откидными. Кроме этого, через них также можно будет выпускать случайно захваченных куполом птиц.

Возвести купол при помощи традиционных строительных кранов не получится. Вместо них инженеры предлагают использовать грузоподъемные вертолеты и новый тип гелиевых дирижаблей. С их помощью детали конструкции будут доставляться на высоту 550 м.
Пока купол над Хьюстоном существует лишь в проекте. Сроки его возведения не назывались, и вполне вероятно, что он так и останется еще одним нереализованным, но амбициозным городским проектом.

 


25.11.2015 // Источник: РБК Стиль


Еще новости

23.11.2015
Статуя Свободы задумывалась мусульманкой
22.11.2015
Швейцарский фермер обнаружил в саду сокровища Римской империи
20.11.2015
«Сын Конкорда»: объявлена дата первого полета сверхзвукового бизнес-джета


2008-2024 Ювелирный каталог Ювелир PRO | Карта сайта1 | Карта сайта2

Создание сайта: 2Opexa